Гражданское право — совокупность (система) норм, регулирующих главным образом имущественные отношения, прямо или косвенно связанные с существованием товарного производства. Общие черты, присущие всем разновидностям этих отношений, обусловливают известную историческую преемственность гражданско-правовых методов регулирования имущественных отношений в различные эпохи, использования соответствующего понятийного аппарата, выражающего указанные черты. К ним относятся тип собственности (частная, групповая, общественная), мера свободы распоряжения материальными благами (вещами), которые предоставляются собственникам, а также лицам, хотя и не являющимся собственниками, но осуществляющим в силу закона или соглашения владение, пользование и распоряжение этими вещами. Таким образом, гражданско-правовые отношения — это отношения не лиц, подчиненных один другому, не властно-организационные (вертикальные), а равноправные (горизонтальные) отношения участников экономического оборота.

Появление и развитие Г.п. как самостоятельной отрасли права связано с существованием и развитием товарного производства. Товарные отношения получили широкое развитие в Древнем Риме, где господствующим являлся рабовладельческий способ производства, где первоначально на основе обычного права, судебной практики магистратов, разрешавших имущественные споры, в дальнейшем — в законодательном порядке и в правовых положениях, сформулированных римскими юристами, была разработана разветвленная система правовых институтов, регулировавших товарные отношения (куплю-продажу, имущественный наем, подряд, заем и др.). В римском Г.п. в период его расцвета господствовал принцип: «даю, чтобы ты дал; даю, чтобы ты сделал; делаю, чтобы ты сделал; делаю, чтобы ты дал». Именно римское Г.п. как наиболее развитая форма права, покоящегося на частной собственности, оказало большое влияние на развитие Г.п. (см. также Римское право, Рецепция римского права).

В феодальном обществе, основой которого являлось натуральное хозяйство, сословное деление с присущим ему юридическим неравенством членов общества, слабое развитие обмена, гражданско-правовое регулирование имущественных отношений имело узкую сферу применения. Но в связи с развитием ремесел и торговли в возникающих городах появлялись обычаи и локальные (местные) нормы, закреплявшие с учетом сословных привилегий участников различных цеховых групп отношения, связанные с развитием товарного производства. Это вело к возрождению интереса к институтам римского Г.п. как наиболее совершенным средствам опосредования частной собственности в экономическом обороте. Возникли школы т.н. глоссаторов, занимавшихся комментированием норм римского Г.п. В конце средних веков эти нормы с некоторыми изменениями стали применяться в странах континентальной Европы в качестве права субсидиарного (дополнительного) к действующим обычаям и официальным нормам (т.н. пандектное право).

После буржуазной революции 17—18 вв. товарное производство превратилось во всеобщую господствующую форму, началась кодификация Г.п. (например, во Франции в 1804, в Австрии в 1811, в Германии в 1896), при которой многие положения римского Г.п. либо полностью, либо в переработанном с учетом современных условий оборота виде были инкорпорированы в гражданские кодексы. В период эпохи свободной конкуренции был провозглашен принцип невмешательства государства в экономику, в свободу распоряжения частной собственностью. В Г.п. той эпохи были провозглашены свобода договорных условий, формальное равенство партнеров в гражданских правоотношениях.

В некоторых странах от Г.п. отпочковалась его подотрасль — торговое право, нормы которого были специально приспособлены для более гибкого и быстрого оформления сделок, совершаемых в промышленной и торговой деятельности. Торговые кодексы в некоторых странах (например, в Германии) были изданы раньше, чем Г.п. В других странах в отношения, регулировавшиеся Т.п., вошли и личные отношения, непосредственно не связанные с защитой материальных интересов, хотя в конечном счете ими определяемые (неприкосновенность фирменного наименования, защита деловой чести, авторства и др.). Нарушение личных прав влекло за собой право на получение потерпевшим денежной компенсации.

В условиях монополистического хозяйства приобрело большое значение государственно-правовое регулирование имущественных отношений, однако конкуренция не отменяет основных принципов и норм Г.п.

В соответствии с принципом свободы договоров, опосредующих товарный оборот, выполнение работ, оказание услуг и т.д., Г.п. допускает заключение договоров, не предусмотренных гражданским законодательством, если они не противоречат общим целям и задачам гражданско-правового регулирования отношений. Критериями положительной или отрицательной оценки действительности договоров, равно как и границ осуществления гражданских прав и обязанностей в случае спора, служат их соответствие или несоответствие требованиям «доброй совести», «добрым нравам» и т.д. в том их истолковании, которое удовлетворяет правосознанию судьи. Эти оценочные понятия с неопределенным точно содержанием позволяют суду более легко их толковать.

Большинство норм гражданского законодательства являются диспозитивными, т.е. обеспечивают свободу волеизъявления сторон в определении прав и обязанностей при соблюдении ими некоторых императивных норм в целях защиты общегосударственных интересов и интересов самих участников гражданского правоотношения, отступать запрещается (например, установление под страхом недействительности определенной формы совершения сделок, относящихся к распоряжению и пользованию земельными участками, иным видом недвижимого имущества, обязательность некоторых предписаний, определяющих условия договора жилищного найма, ограничивающий диктат домовладельца, нормирование тарифных ставок на пользование коммунальными услугами). Вместе с тем с развитием крупного оборота свобода договоров ограничивается или фактически вовсе утрачивает свое значение путем т.н. продиктованных — типовых — договоров (именуемых иногда договорами присоединения). Их содержание определяется заранее наиболее сильной стороной (например, крупной корпорацией) в типовых проформах, условиям которых вынуждена подчиниться более слабая сторона.

Источниками Г.п. континентальной Европы, большинства латиноамериканских стран, некоторых стран Азии (например, Японии) являются гражданские кодексы, построенные преимущественно по пандектной системе, а также по институционной системе (см. Институции). Помимо гражданского и торгового кодексов источником Г.п. в странах континентальной Европы являются многочисленные нормативные акты, конкретизирующие или дополняющие гражданско-правовые институты, предусмотренные или не предусмотренные кодексами. Значительная роль в регулировании отношений, подпадающих под действие Т.п., принадлежит также судебной практике, складывающейся в результате толкования и применения законов, особенно в виде правоположений, вырабатываемых путем обобщения этой практики в целях достижения единообразного применения закона при рассмотрении однородных дел. Источником Г.п. называют также обычаи. В некоторых кодексах (например, в Германском гражданском уложении) содержатся отсылки к обычаям, складывающимся в гражданском обороте.

Основным источником Г.п. Великобритании на протяжении столетий являлся судебный прецедент. Закон как источник Г.п. формально стоит выше прецедента, но фактически в системе источников английского права прецедент занимает важное место. Система судебных прецедентов расширяет рамки судейского усмотрения при решении конкретных дел. Этим объясняется также отсутствие в английском праве четкого разграничения между материальным и процессуальным правом. В современную эпоху удельный вес судебных прецедентов несколько уменьшился, возросло значение статутного права, т.е. законодательства. Английская система считает источником права и местные (локальные), а также торговые обычаи, точнее торговые обыкновения.

В дореволюционной России гражданское законодательство развивалось в условиях сначала крепостнического, а затем помещичьего строя. В крепостнической России в 1-й половине 19 в. видным государственным деятелем и юристом М.М. Сперанским была осуществлена инкорпорация законодательства в Своде законов Российской империи. В ч. 2 т. X этого Свода были включены нормативные акты со ссылкой в необходимых случаях на обычное право, регулировавшее поземельные и иные имущественные отношения того периода. Эта часть Свода законов отразила юридическое неравенство участников указанных отношений, закрепощение крестьянства, иерархические отношения, связанные с сословным и религиозным делением различных социальных слоев общества, с неравенством их гражданской правоспособности.

Часть 1 т. 8 Свода законов (как и кодифицированные акты зарубежных стран) включала в себя нормы о брачно-семейных отношениях, о праве собственности и иных вещных правах, о договорных и внедоговорных обязательствах. Брачно-семейные отношения регулировались дифференцированно: в зависимости от религиозной и национальной принадлежности субъектов определялись их имущественные права и обязанности. Большое значение предавалось родительской власти, главенствующей роли мужа и отца. Также дифференцированно, в зависимости от рода и вида имущества (недвижимого — земли и находящихся на ней строений, движимого, раздельного, нераздельного, благоприобретенного, родового, казенного, т.е. государственного) осуществлялось его правовое регулирование, в частности более широкая оборотоспособность. С этим были связаны различия в залоговых обременениях, в наследовании имущества, в объеме и форме совершения сделок купли-продажи, имущественного найма и др. Однако интересы развивавшихся промышленности и торговли в дальнейшем потребовали приспособления законодательства к новым имущественным отношениям. Значительную роль в этом процессе сыграла крестьянская реформа 1861 (освобождение крестьян от крепостной зависимости), развитие капитализма в России.

Стеснявшие развитие капиталистических отношений на основе частного свободного предпринимательства нормы частично изменялись и дополнялись, а главное, толковались судебной практикой (высшей судебной инстанцией — Правительствующим сенатом) таким образом, чтобы обеспечить развитие этих отношений. Тому же способствовала и дореволюционная русская цивилистическая наука.

К концу 19 в.в. связи с поступательным развитием капитализма в России устарелость ч. 1 т. X Свода законов стала столь явной, что была признана необходимость издания нового закона, регулирующего имущественные отношения — Гражданского Уложения. Проект его разрабатывался на протяжении ряда лет в части, относящейся к наиболее важному разделу, опосредующему экономический оборот, — обязательственному праву он был завершен к 1913 и так и не был введен в действие.

После 1917 все законы Российской империи были отменены. Земля, иные природные ресурсы, фабрики, заводы, другие основные средства производства и транспорта, банки, основной жилищный фонд в городах были национализированы, стали государственной собственностью. Были отменены сословные привилегии, неравенство правоспособности граждан по признакам национальности, пола, вероисповедания, профессии, происхождения, образования. Первым советским актом в области Г.п. был Кодекс об актах гражданского состояния, браке и семье (1918) и тем самым семейное право, связанное преимущественно с личными неимущественными отношениями в семье, было выделено из Г.п. в самостоятельную отрасль права. В связи с гражданской войной дальнейшее развитие советского Г.п. было приостановлено. При жесткой централизации периода военного коммунизма распределение производимой предприятиями продукции осуществлялось государством, была введена разверстка сдачи государству сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянством, товарно-денежные отношения были свернуты, введены безналичные расчеты между предприятиями и учреждениями. Договорные отношения отсутствовали. Таким образом, предпосылки для развития гражданского законодательства отсутствовали, были изданы лишь отдельные акты, направленные на охрану кустарных промыслов, пользования трудящимися предоставленными им жилыми помещениями, на защиту иных имущественных прав, основанных на личном труде, в частности права наследования имущества умершего, если это имущество не превышает размера установленных в Декрете «Об отмене наследования» (1918).

Первый советский Гражданский кодекс был издан в 1922 в связи с переходом к новой экономической политике, допустившей в ограниченных размерах и под контролем государства частнокапиталистические элементы в промышленности и торговле, а также в связи с переводом на хозяйственный расчет государственных предприятий, существованием мелкотоварного крестьянского хозяйства в деревне. В дальнейшем ГК были приняты в других союзных республиках. ГК включали общую часть, обязательственное право, вещное право, наследственное право. Авторское и изобретательское право определялись специальными законодательными актами.

Гражданское законодательство периода нэпа регулировало имущественные отношения как между социалистическими организациями, так и между ними и гражданами, а также между гражданами с учетом специфики их социально-экономического положения, т. к. переведенные на хозяйственный расчет государственные предприятия могли, согласно ГК, выступать в обороте как самостоятельные и не связанные бюджетом юридические лица, был издан ряд нормативных актов, детально определявших имущественное положение и деятельность этих предприятий (трестов), иных хозяйственных объединений (синдикатов, акционерных компаний и др.). Были созданы коммерческие банки, существовал вексельный оборот.

Со свертыванием нэпа в 1926—28 последовало усиление планово-договорных связей в реализации товаров народного потребления, возникновение генеральных договоров, а в области материально-технического снабжения — специальное регулирование государственных подрядов и поставок, введено так называемое занаряживание, т.е. обязательная поставка продукции по предписанию компетентного государственного органа предприятиями-производителями организации-потребителю. Это означало определенное сужение сферы гражданского права, внедрение командной экономики.

Значение Г.п. в регулировании имущественных отношений между предприятиями и иными социалистическими организациями, в возникновении между ними обязательственных и иных прав и обязанностей решающее значение приобрели акты планирования заключаемые на основе этих актов договоры только конкретизировали плановые предписания.

В связи с тем, что изданные в 20-е гг. ГК устарели и не соответствовали новым условиям, в них было внесено много дополнений, изменений и т.д. Новая кодификация Г.п. началась в 1957, издание ГК было отнесено к компетенции Союза ССР — издание Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Этот закон, определивший наиболее важные положения и институты, конкретизируемые, развиваемые и дополняемые республиканскими кодексами, был принят в 1961. В преамбуле к Основам было сказано, что советское гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, обусловленные использованием товарно-денежной формы и связанные с ними личные неимущественные отношения. В Конституции СССР 1977 было закреплено, что в руководстве экономикой активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Основой имущественных отношений в СССР была провозглашена социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на средства производства, а также связанная с этой системой личная собственность граждан на трудовые доходы, источником которых является главным образом (но не исключительно) участие граждан в производстве и в других сферах общественно полезной деятельности. Допускалась и собственность граждан, она распространялась на мелкие средства производства и результаты индивидуальной трудовой деятельности граждан без эксплуатации чужого труда, допускавшейся законом в таких сферах, как кустарно-ремесленные промыслы, бытовое обслуживание и др.

Имелись другие гражданско-правовые институты, связь которых с товарно-денежными отношениями более отдаленна. Таковы, например, авторское право, изобретательское право, обязательства по возмещению причиненного имущественного вреда. Кроме того, в Г.п. входили институты, регулирующие безвозмездные отношения, — дарение, безвозмездное пользование имуществом, безвозмездный заем, наследование личной собственности и др.

Необходимым конститутивным признаком имущественных отношений, регулируемых Г.п., являлась имущественная обособленность их участников, проявлявшаяся в различных формах. Для субъектов Г.п., не являвшихся собственниками закрепленного за ними имущества (государственных производственных объединений, учреждений, межколхозных государственно-кооперативных организаций, их предприятий, предприятий и учреждений общественных организаций), — это право оперативного управления. Относительная имущественная обособленность государственных предприятий и иных указанных выше организаций была необходимым условием осуществления их самостоятельности в использовании и распоряжении имуществом, участия в экономическом обороте. Для государства, колхозов, иных кооперативных и общественных организаций имущественная обособленность и соответствующие правомочия вытекали из самого права собственности на принадлежавшее им имущество. Защита нарушенных имущественных прав осуществлялась, как правило, в исковом порядке путем признания этих прав, восстановления положения, существовавшего до их нарушения, присуждения исполнения обязанности в натуре, путем денежной компенсации (возмещения убытков), а в случаях, предусмотренных законом или договором, — неустойки и иными способами, установленными законом. Другой круг отношений, которые регулировались и регулируются Г.п. (более узкий, чем круг имущественных отношений), — это личные неимущественные отношения, возникающие по поводу не отделимых от человеческой личности благ, не имеющих имущественного содержания и не могущие быть предметом денежной оценки. Эти отношения двоякого рода — связанные с имущественными отношениями (например, возникающие из авторства) и не связанные с ними — специально предусмотрены законом.

В современный период в ходе развития реформ в РФ Г.п. — одна из основных отраслей права в РФ представляет собой систему норм, регулирующих на началах равенства участников отношений, признания и неприкосновенности всех форм собственности, свободы заключения договоров, совокупность имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных отношений. Гражданско-правовые отношения регулируются прежде всего Гражданским кодексом, другими важнейшими законодательными актами по авторскому праву, патентному праву, акционерному праву и т.п.

Лит.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950; Братусь С.Н. Вопросы хозяйственного договора. М. , 1954 (соавт.); Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963; Братусь С.Н. Общая теория советского права. М., 1966 (соавт.); Комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации. Части первая и вторая. М., 1995—1996; Гражданское право. Части первая и вторая. М., 1997—1998.

С.Н. Братусь.

 

Юридическая энциклопедия (под общ. ред. Б.Н. Топорнина), М., Юрист, 2001.

Хостинг от uCoz